Поколение Z. Какие они - "другие"?
Вавашкина Валерия Львовна
Сегодня практически все специалисты говорят о том, что дети стали совсем другими. Это очень созвучно столь популярной сегодня теории поколений, согласно которой все меняется каждые 20 лет. И согласно этой же теории современное поколение детей, рожденных после 2003 года, так и называется «Другие или Поколение Z». В своей статье я бы хотела немного разобраться, в чем же именно они другие? И насколько по-другому нужно выстраивать свои отношения с этими детьми взрослому - учителю, воспитателю, родителю.Итак, современный мир отличается от того, что было когда-либо раньше. До ХIХ века развитие было очень постепенным. За последние 200 лет полностью изменилось социальное и техническое окружение, во всяком случае в развитых странах. Наши бабушки читали при свечах, наши мамы стирали бесчисленные пеленки и часто вручную, мы более выбираем наиболее экономные лампы, используем памперсы, стиральные машинки, роботы-пылесосы. Жить стало лучше, жить стало веселее! Но мир продолжает меняться и главной его новой чертой, опять-таки повторюсь в развитом мире, стала информационная революция. Интернет – это по сути почти коллективный разум из фантастических рассказов прошлого. Мы узнаем обо всех событиях почти сразу и с разных точек обзора. И мы стали тревожнее. Конечно, ведь теперь мы знаем про все крупные аварии и про всех убийц-злодеев. Мы можем узнать почти любую информацию, нажав пару кнопок и у нас отпала необходимость много помнить, до и вообще прилагать усилия, чтобы запоминать. Благодаря современным средствам связи мы можем общаться «в живую» - исчезают ощущения расстояний, нет острой необходимости лететь и ехать, чтобы увидеться. С «увидеться» в современном мире вообще большие проблемы. Тихий семейный вечер теперь это когда каждый член семьи тихо сидит со своим гаджетом. В своем мире.
И вот тут можно начинать говорить про современных детей, тех самых, рожденных после 2003 года и еще тех, кто родится примерно до 2023, согласно вышеупомянутой теории поколений. Другие они прежде всего потому, что родились в другом цифровом мире. Они тут аборигены, в отличие от нас, пришлых. Они родились с пальцем на кнопке, а нам приходится все постигать, всему учиться. Этот мир для них данность, для нас новая удивительная реальность. Большинство детей уже к двухгодовалому возрасту достаточно хорошо представляют себе возможности телефона, компьютера и т. п. Родителям значительно проще включить мульт про малышариков, рассчитанный., кстати, как раз на это возраст, чем читать книжку, которую ребенок может не захотеть слушать. Проще включить видеоблог, где играют малыши того же возраста, чем играть самому, и «заняться, наконец, делами». Главный эффект такой ситуации в изначальном формировании клипового мышления – неумения и нежелания думать о чем-то достаточно долго, размышлять «вглубь», строить систему знаний. Действия современных мультфильмов стремительны, там нет эпизодов, где герой думает, идет и смотрит вокруг и т.п. Постепенно дети учатся искать в интернете то, что их интересует. Здесь тоже нужно формировать запрос лаконично, часто хватает одного – двух слов. Буквально еще год назад у любого взрослого был мощный аргумент для мотивации детей к обучению грамоте: «Сформируешь запрос неправильно. неправильно напишешь – получишь не то, что искал». Пока не появился сервис «Алиса»... Теперь можно только говорить, что «Алиса» может не «слышать» из-за неработающего микрофона или сбоя в системе и т.п. и ты должен быть готов… Вопрос мотивации для современных детей вообще становится главным. «Зачем мне это надо?» -в этом вопросе каждое слово значимо. Дети могут не понимать и не принимать значения академического образования, но с интересом постигать программирование или языки, или музыку, словом то, что им интересно или «надо» с их точки зрения. Здесь хочется еще раз вспомнить про клиповость сознания и нелюбовь к системе. Современные дети должны быть заинтересованы тем, что им «дает» взрослый, а взрослый должен выстраивать систему и постоянно показывать ее важность ребенку.
Еще одно важное и массовое последствие раннего старта жизни в цифровом мире – неумение жить в мире реальном: общаться, действовать, играть. Сегодня детям часто свойственно неумение себя развлекать в отсутствие гаджета. В этой ситуации детский сад и школа обретают еще большую значимость для социализации детей. Область развития социально - коммуникативных навыков, речи должна стать чуть ли не главной для взрослых. Научить детей совместным играм, беседе, построению отношений со сверстниками и взрослыми – все это ничуть не менее важно для успеха детей в будущем, чем освоение образовательной программы. Исследования последних лет показали, что современные дети менее агрессивны, но более тревожны. Есть гипотеза о том, что агрессия уходит «в пар» в компьютерных играх, а вот тревожность появляется из-за недостаточности тактильных контактов.
Здоровье не самая сильная черта современных детей, учитывая все растущий процент малышей, родившихся с теми или иными проблемами. Однако в силу своей информационной осведомленности и широко ведущейся пропагандой ЗОЖ, современные дети, как и чуть более старшее поколение Y, внимательно относятся к своему здоровью, воспринимая его, как определенный ресурс. Здесь можно отметить еще одну черту «родом из гаджета», только теперь со знаком «плюс». Сейчас очень много программ, серий мультфильмов, видеоблогов, направленных на популяризацию науки, искусства, развитие практических навыков что-то создавать руками и т.п. Соответственно дети, будучи погруженными в интернет, впитывают много полезной (хоть и несистематизированной) информации. Взрослому достаточно немного «подруливать» - включать, находить, заинтересовывать, вовлекать и, главное, переносить новые знания и умения в жизнь реальную.
В свободном общении, игре и обучении с детьми поколения Z есть несколько важных принципов, выведенных отечественными и зарубежными психологами.
- Информация должна быть яркой и зримой, так как восприятие визуальной информации для детей более комфортно, а у детей современного мира эта особенность еще более выражена.
- Сама информация должна быть структурирована. Каждая ее часть должна быть небольшой и ясной по объему, а также она должна быть логически связана с прочей информацией.
- Информация не должна быть избыточной. Многие современные дети сознательно игнорируют повторение в чистом виде, «выключаются» из-за привычки защищаться от избыточной информации
- Дети должны получать максимальную мотивацию к обучению.
- Для современных детей важна обратная связь. Они должны понимать, что и зачем они изучают.
- Здоровьесберегающие технологии интересны и полезны и для современных детей со всех точек зрения.
- Необходимо обнимать, детей, насыщать их тактильными ощущениями как дошкольников, так и школьников, для снятия тревожности в частности
Источники:
- Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011
- Поколение Z: те, кто будет после / Из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. [Электрон. ресурс] URL: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249/
- Селюкова М.А. Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6.
- Солдатова Г.В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым